Sunday, February 25, 2007

Моя малая Родина - Новый Погост




Моя малая Родина - Новый Погост


(Географическое положение (1): широта - 55° 30' 0N; долгота - 27° 28' 60E ).
Предисловие

Новый Погост (Pohost, Pogost) – это место где я родился, окрещён, окончил среднюю школу и которое навещаю в течение всей моей жизни. Термины «Погост, Pohost, Pogost» очень древние и употреблены ещё в Повести временных лет. Наш населённый пункт расположен на Браславщине, на очень бойком (оживлённом) месте, перекрёстке торговых путей, где в разные эпохи одни народы сменяли другие, происходили многочисленные войны и другие события. До второй Мировой Войны эта территория относилась к Польше. Я родился в Польской семье, свидетельство о рождении подтверждает моё польское происхождение. Однако после войны, в результате послевоенного пересмотра границ (соглашение в Ялте и др.), Погост оказался уже в границах Белорусской ССР, и судьба приготовила мне участь родится и жить в СССР. 


Дом, в котором я начал жизненный путь.

В школе я учился на русском и белорусском языках. Меня готовили стать активным строителем коммунизма. Коммунизм не состоялся, а я 25 лет своей жизни я прожил на территории Белоруссии, более 20 лет в России (в основном в Ст. Петербурге), и вот уже более 20 лет вся наша семья проживает в Финляндии. Родину предков Польшу я посещаю, имея договор о кооперации в научных исследованиях с польскими учёными, и иногда как турист.
.
В окрестностях Нового погоста в изобилии произрастает люпин. Это растение понравилось мне ещё с детства. В результате я стал агрономом и биологом, исследователем люпинов и других бобовых растений.
В следующих постах предлагаю обобщённые нами материалы по истории местности, на которой расположен Новый Погост. Точка зрения, как известно, в большой степени зависит от точки сидения. С моей точки зрения и сидения, а также на основании приведенных документов, история Нового Погоста и окружающей месности представляется мне следующим образом:

Новый Погост (Краткий исторический обзор)

Период од прихода славян

До прихода славян на территориях, окружающих Новый Погост, проживали прибалтийские народы (ятвяги, а после их потомки: селы земгалы, латгалы).


Карта расселения балтийских народов около 1200 года.

Об этом свидетельствует типичный для балтов курган (Городец) в Пиладском лесу в 3 км от Нового Погоста( 2 ). Вот цитата: «... по сведениям местного священника городище в 3-х верстах от церкви деревни Новый Погост, а посведениям местного учителя "может быть то же городище при деревне Пилат" [1893, с.11-12]»; культовый камень под названием «Кравец» около деревни Старый Погост, о котором написал видный белорусский писатель и политик Вацлав Ластовский в журнале «Кривич» в 1923 году (3); легенда о городе «Баготске» с крепостными стенами и башнями, который когда-то существовал между двух озёр недалеко от деревни Старый Погост, а также легенда о красивой Белой Рани, владелице города Баготска (4). Здесь я вынужден попросить у читателей прощения за некоторые указааные здесь и в последующем ссылки, которые со  временем не все оказались не работающими.

Славяне

Появление славян явилось результатом великого переселения народов в 6 веке. Прямой контакт со стремительно развивающимися германскими племенами предопределил вектор возможного славянского распространения – восток Европы. Германские племена стали одними из «наследников» Великой Римской Империи, а на восточном берегу Эльбы Славяне создали свой союз, известный в летописях как Славия. Важным фактором, побудивших славян к переселению было давление на них германских племён, начавших вытеснение славянского племени «ЛЮТИЧИ» из под Эльбы.  Лютичи были вынуждены двигаться на восток, в сторону Литвы и Белоруссии. Отсюда вытекает близость терминов  «ЛЮТИЧИ и ЛИТВА». Славяне переселились в нашу местность  и постепенно смешались с прибалтийскими народами, а потом и вытеснили их на запад. Славянский термин «Погост» очень древний и употреблён ещё летописцем Нестором (5) в Повести временных лет: «В год 6455 (947) отправилась Ольга к Новгороду и установила погосты и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты …». В старые времена, кстати, слово «погост» понималось гораздо шире, чем сегодня. «Погост» - означало и крупный административный и церковный центр (место для отдыха князя и для сбора дани), место где были церковь или костёл а также кладбище (6).
Конкретно наш Погост (как новый, так и старый), описал Ластовский Вацлав (1883-1938). Он ходил в школу в Старом Погосте, который расположен в 7- 8 км от Нового, и описал много обычаев местного населения (4). Славяне, осевшие на  наших землях, назывались кривичами или полочанами.

Кривичи-Полочане

Несомненно, что созданное кривичами жившими вдоль рек Двины и Палаты Полоцкое княжество в своё время было мощным и сыграло свою роль в истории. Полоцк - один из старейших городов, (862 г). Город занимал выгодгое положение на реке Двине, по которой проходил торговый путь из Скандинавии в Византию. Город упоминается уже в скандинавских сагах 6 го века. До 9 века Полоцк объединял и захватывад окрестные земли. Его усремления были направлены в основном на запад и юг. Во времена Полоцкого князя Брачислава полочане захватили у литовских и латгальских племён територию Браславщины. На месте Браслава в VII - IX веках существовало поселение, основанное латгалами (7). В XI веке Браславщина вошла в состав Полоцкого княжества, и был основан укрепленный пункт Браслав.

Современный Браслав

Проживающее на территории Браславщины местное население редко меняло место жительства в связи с войнами и другими событиями. При этом, оно постепенно ассимилировалось с завоевателями. На основании выше изложенного мы можем предположить, что у  местного населения, в том числе и у моих предков, текла как балтийская так и славянская кровь.
/
Вдоль дороги, ведущей из Полоцка в Браслав, был основан пункт отдыха для путешественников под названием Погост (в 7 -8 км от существующего ныне Нового Погоста). Он располагался на возвышении между двух озёр, на месте легендарного города Баготска и недалеко от существующей ныне деревни Старый Погост (4).
/
С начала 13 века Полоцкое княжество однако ослабло и становится предметом территориального спора между Великим Княжеством Литовским, Крестоносцами и Татаро-Монголами.

Великое Княжество Литовское

Великое Княжество Литовское, Русское и Жамойтское (ВКЛ) — государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 г. на территории современных Литвы, Белоруссии (до 1795 г.) и Украины (до 1569 г.). Консолидация первоначально разрозненных княжеств проходила на фоне сопротивления крестоносцам Тевтонского ордена в Прибалтике. Одновременно Российские княжества стремились попасть в княжество добровольно и при этом избежать татаро-монгольского ига. Княжество было многоэтничным. С 1386 г. находилось с Польшей в персональной, или личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 г. — в сеймовой Люблинской унии ( 8 ).
Полоцк стремился даже стать столицей Великого Княжества, однако проиграл в пользу Новогрудка. Сын литовского князя Ердивила Мингайло окончательно завоевал Полоцк в 1262 году и стал называться князем Полоцким и Новогрудским ( 9 ). Что касается Браславщины, включая Погост, то эта территория оказалась в пределах Великого Княжества ещё раньше, причём в результате территориальных споров между несколькими литовскими князями. В частности, в 1244 г. Произошла битва под Браславом между Миндовгом и его сыновьями Викинтом и Товтивилом ( 9 ).
.
В 1386 г. впервые упоминается торговый населённый пункт Друя на реке Двине в хронике М. Стрыйковского ( 10 ). Основная дорога из Друи на Глубокое и Минск пересекалась с дорогой Полотск-Браслав в 7-8 км от Погоста Старого.
/
Здесь, на перекрёстке основных дорог, и был основан новый остановочный пункт отдыха путешественников и лошадей под названием Новый Погост.
.
В 1386-1505 гг. Новый Погост уже неоднократно упоминается в Метриках Литовских, в связи с судебными решениями по поводу различных имущественных споров между жителями этого местечка, а также жителями Браслава и Друи ( 11 ).
.
В 1499 г. Великий Князь Литовский Александр дарит Новый Погост и Иказнь вместе с окружающими деревнями своему секретарю Яну Сапеге (Секретарю короля Александра). Он, как владелец, принял решение поднять статус населённого пункта, основать католические парафии и построить костёлы в Иказни и Новом Погосте, и в 1509 году получил на это разрешение короля Сигизмунда ( 12 ). Следующий владелец этих мест Лев Сапега (канцлер Великого Княжества Литовского) осуществил идею своего родственника и организовал строительство деревянного костёла, школы и парафиального госпиталя в Новом Погосте в 1593 году. Активное участие в строительстве приняли мои предки по материнской линии, и в частности Ян Малявко, который имел много земли и леса в окрестностях Погоста. Канцлер Лев Сапега посодействовал ему в получении шляхетской фамилии Муравский в благодарность за строительство костёла. 1593 год считается годом основания католической парафии и костёла в Новом Погосте, который впоследствии многократно разрушался во времена войн, в результате пожаров и во времена атеизма в СССР, однако отстраивался вновь. Очень подробная информация по истории католической парафии в Новом Погосте и самом местечке дана в книге (13) Тадеуша Крахеля (Ks. Tadeusz Krahel), изданной по инициативе Епископа Едварда Киселя ( 14 ), родившегося на территории Погостской Парафии, а также в работе Хедельмана (Hedemann) по истории Браславского повета (15).
В Новом Погосте существовал ещё один деревянный храм ( на месте нынешнего захоронения советских солдат), в котором молились УНИАТЫ, а также люди многих других конфессий. Население местечка было многоэтничным: поляки, белорусы, русские, евреи, татары, литовцы и др. национальности. Соответственно, конфессиональный состав населения также был очень разнообразным. К сожалению, после окупации местности московитами, Униацкая Церьковь была уничтожена и верующие были обязаны перейти в православие. 
В 1600 году владельцем нового Погоста становится Ежи Голенища, однако в 1614 году его снова приобретает Лев Сапега. С 1711года местечко принадлежало Станиславу Биенецкому, потом Станиславу Бурчинскому (смоленскому кастеляну), и наконец подкоморному гродненскому Франтишку Юнделу ( 13, 14, 15 ).
Браславщина, на которой расположено местечко Новый Погост многократно и длительно было ареной многочисленных войн и предметом территориальных споров, особенно между Речью Посполитой и Московией, а также крестоносцами, латгалами и варягами. Великое Княжество Литовское прекратило существование после третьего раздела Речи Посполитой (Польско-литовского государства) в 1795 г. Однако уже после второго раздела в 1793 году по 1918 год Новый Погост оказался в пределах Российской Империи.


Новый Погост в составе Российской Империи

( 1793-1918)

Территория с Новым Погостом отошла к Российской Империи в 1793 году. Граница с урезанной, но ещё 2 года существующей Речью Посполитой оказалась тогда всего в нескольких километрах. Изменилось территориально административное управление территории. Погост стал относиться к Дисненскому уезду. Российская Империя отличалась от разграбленного Польско-литовского государства отсутствием демократии. Если в Речи Посполитой доминирующей религией был католицизм при толерантном отношении к другим концессиям, то в России доминировало православие. В особенно трудное положение попали униаты, которым предлагалось в приказном порядке перейти в православие. В течение более 120 лет проживавшие в Новом Погосте поляки и люди других национальностей были вынуждены служить пушечным мясом в многочисленных войнах в разных регионах огромной Российской Империи и за её пределами (в Порт Артуре, Финляндии, на Кавказе). Во времена первой мировой войны территория около Погоста многократно оказывалась ареной кровопролитных битв Российских и Германских войск.
10 сентября 1878 г. в Погосте была освящена построенная из камня и кирпича в псевдорусском стиле новая православная  Церковь Святого Николая Чудотворца.
К православному приходу Погоста в то время относилось 2968 верных, а католическая парафия насчитывала 3569 верующих ( 14 ). Существующая ранее Греко католическая Униатская церковь (на месте коллективной могилы Советских воинов) была уничтожена, а её верующие были насильно обращены в православие.


Новый Погост в независимой Польше между двумя войнами
(1919-1939)

Завершение первой мировой войны победой стран Антанты открыло возможность для получения независимости многом народам. Руководитель возрождённого польского государства Юзеф Пилсудский, родившийся в 100 км от Нового Погоста, стремился расширить границы вновь независимой Польши до размеров, которые она занимала до 1772 года (до разборов). Реализовать этот замысел в полном объёме ему не удалось, однако после кровопролитной Польско-Советской войны 1920 г, в которой кстати жители Нового Погоста воевали в обеих противостоящих армиях, а также в соответствии с Рижским договором, Новый Погост снова оказался в пределах новой и независимой Польши. Он снова стал местечком, в котором располагалась гмина. Погост принадлежал к Браславскому повету Виленского воеводства. Эта местность оказалась в самой северо-восточной части Польши и относилась к так называемым «восточным крессам». Население было многонациональным: белорусы, поляки, русские, евреи, татары, литовцы и др. национальности. Польским языком в начале владело меньше половины населения ( 4 ), однако вскоре благодаря открытию польских школ он стал доминирующим, хотя со специфичным северо-восточным акцентом. Польское Правительство вкладывало средства в развитие этой отсталой окраинной местности, в которой преобладало сельскохозяйственное производство. В местечке стали открываться магазины и другие обслуживающие население и перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия. Их владельцами были в основном евреи. Большинство построенных ими зданий сохранились до настоящего времени. По воскресеньям в местечке организовывался базар, а во время религиозных праздников – религиозные торжественные мероприятия. Крестьяне приобретали землю, лес, сельскохозяйственных животных и инвентарь и переселялись на хутора. Моя бабушка Зофия Муравская также обосновалась на своей земле на хуторе недалеко от местечка. А отец Станислав Курлович отправился в Виленский Университет им. Стефана Батора учиться музыке и другим профессиям в области культуры. После окончания учёбы он стал работать органистом в костёлах Опсы и Иказни, а потом переселился в Новый Погост. В 1938 году построили железную дорогу Крулевщизна - Воропаево – Друя, которая проходила около Нового Погоста. В Погосте была оборудована железнодорожная станция «Зори». Открылась возможность путешествовать поездом в Друю, откуда узкоколейка вела до Враслава и Дукштас. А из Воропаева и Крулевщизны можно было попасть в Вильно и далее в глубь Польши, или в Полоцк (СССР). Кроме того, через Погост проходили тракты Браслав –Полоцк и Друя-Миоры- Шарковщизна - Глубокое. В Муравском лесу возле местечка польские солдаты построили стрелковый тир, который мы в детстве использовали как горку для катания на лыжах. Соседними местечками были Миоры, Шарковщина, а также поветовый город Браслав (в 40 км.). В католической парафии Нового Погоста в 1938г. состояло 4230 прихожан, а в Православной – более 3500 ( 14 ) из более чем 100 близлежащих разной величины населённых пунктов (деревень, помещичьих усадеб, хуторов).


Период второй Мировой войны

1 сентября 1939 года Гитлеровская Германия нападением на Польшу развязала вторую Мировую войну. В Польше была объявлена мобилизация, и проживавшие в Новом Погосте военнообязанные солдаты и офицеры запаса (в том числе и наши родственники и знакомые) были призваны в польскую армию.
17 сентября, в соответствии с пактом Молотов - Рибентроп, Советский Союз нанёс удар по Польше с другой стороны ножём в спину (так называемый в СССР освободительный поход), и Новый Погост оказался в сфере советской оккупации. Многие польские солдаты и офицеры (в том числе жители Погоста) оказались в советском плену. Рядовые солдаты в большинстве вскоре были отпущены по домам, однако офицеров отправили в концентрационные лагеря и многие из них потом были убиты (в Катыни). Советские власти стали арестовывать также многие категории гражданского населения (помещиков, чиновников, инженеров, священнослужителей, лесников). План репрессий не был доведён до конца, поскольку 22 июня 1941 года Германия атаковала своего союзника СССР, и военные действия продвинулись на восток. Теперь в Новом Погосте стали наводить свой порядок немцы. Они в первую очередь стали уничтожать еврейское население и тех, кто способствовал советам. Некоторые оставшиеся жители Погоста были вынуждены служить в немецкой полиции, другие стали вести партизанскую войну с немцами, а часть стремилась продолжать мирный труд на своей земле, каждый день и ночь находясь в страхе за свою жизнь.
Остановлюсь подробнее на особенностях партизанского движения в нашей местности. Оно было многообразным и преследовало разные цели. Официальная точка зрения рассматривает партизан как доблестных защитников Родины. Несомненно, таких людей было много, и они самоотверженно сражались с немцами в крупных соединениях (как польских, так и советских) и внесли огромный вклад в дела разгрома фашистов. Однако в окрестностях Погоста действовало также много грабительских банд, выдававших себя за партизан. Некоторые люди сознательно шли в банды с целью наживы, другие были вынуждены податься туда, поскольку немцы сожгли их дома или убили родственников. Что касается мирных жителей, то они в большинстве своём страдали как от бандитов, выдававших себя за партизан и грабивших их ночью, так и от немцев, которые появлялись днём и чинили расправы над людьми, к которым ночью приходили партизаны или бандиты.
Белорусы воевали в основном в Советских партизанских отрядах, действия которых координировались из Москвы. Польское же население сражалось с немцами в отрядах, диверсионных и разведывательных группах, организованных Польским движением сопротивления и Польским Правительством (Армия Крайова, АК). Если в начале войны цели советских и польских партизан полностью совпадали (борьба с фашистами), то к концу войны возникли серьёзные противоречия. Несмотря на то, что бойцы АК доблестно сражались с немцами, их стали преследовать советские партизаны, а потом армия и НКВД. Сталин, заручившись поддержкой Рузвельта и Черчилля в Тегеране и Ялте, имел свои специфические планы относительно зависящего от СССР будущего Польши, за полную независимость которой сражались бойцы АК. Особенно обстановка накалилась после активного участия польских партизан в освобождении Вильно ( 16 ) а 1944 г. (Операция «Острая Брама»). Польские соединения после этого сражения были расформированы, а их командиры арестованы и репрессированы. Преследование бойцов Армии Крайовой продолжалось долгое время после окончания второй Мировой войны даже в социалистической Польше, поскольку они сражались за полную независимость своей Родины.
Мой отец и другие родственники были членами специальной разведывательной группы АК. В Новом Погосте квартировал немецкий гарнизон, возле Погоста находилась железнодорожная станция, а через местечко проходило несколько важных шоссейных дорог, по которым немцы перевозили оружие, провиант и пленных. Диверсионная группа следила за движением и планами немцев и докладывала о них руководству АК в Браслав и Вильно по секретным каналам связи (связными были в основном подростки и женщины). Отцу удалость избежать репрессий со стороны НКВД благодаря строгой конспирации и инвалидности. Однако многие жители Нового Погоста (члены АК) были арестованы и репрессированы. Долгое время было опасно даже упоминать о них.
Что касается Советских партизан происходящих из Нового Погоста, то они в лице Советского правительства заслужили уважение, ордена, привилегии и славу. Победителей не судят.


Послевоенный период в составе СССР

Советская власть приступила к наведению своих порядков. Прежде всего, было изменено административное подчинение населённого пункта. Новый погост стал принадлежать созданному Миорскому району, который в свою очередь входил сначала в состав Вилейской области, потом в Молодечненскую, в дальнейшем в Полоцкую и наконец в Витебскую область. С 1949 г. началась массовая насильственная коллективизация сельскохозяйственных владений и раскулачивание зажиточных крестьян. Продолжались репрессии, начатые в 1939 году. НКВД имел конкретный план репрессий, в соответствии с которым каждую ночь в Новом Погосте кого-то увозили на специальных чёрных машинах. Репрессии прекратились только после смерти Сталина в 1953 году.
Моя бабушка Зофия Муравская до войны мечтала построить новый дом из своего леса. Однако ей хотелось, чтобы лес ещё подрос, и она выжидала. В результате же насильственной коллективизации она лишилась как леса, так и всей земли с постройками и инвентарём, и мы были вынуждены жить на хуторе в старом, накренившемся домике. А новый роскошный дом из её бывшего леса построил председатель колхоза, бывший советский партизан.
Советская власть стремилась воспитать людей в условиях атеизма. Католический костёл в Новом Погосте в 1948 году закрыли, а ксендза Юзефа Ингелевича арестовали и осудили на 10 лет лагерей. Мой отец, работавший органистом в костеле, с большим трудом избежал ареста и устроился работать музыкантом в детский дом для сирот им. Заслонова (бывшая прекрасная усадьба Авласы, принадлежавшая до войны Козел-Роклевским). Он  преподавал в детском доме музыку и пение, а позднее работал в Новопогостской школе и Клубе.  Мне довелось знать многих воспитанников детского дома им. Заслонова. Помню Юрия Николаева, который окончил среднюю школу в Новом Погосте с Золотой Медалью и получил профессию журналиста окончив Минский Университет. В Погостской школе я учился вместе с Анной Радюк, Аллой Трус и другими воспитанниками. Алла Трус в школе очень увлеклась химией, получила высшее образование и стала известным химиком. Однако многим сиротам и воспитанникам детского дома  судьба приготовила более печальную судьбу и они провели много времени в местах заключения. В Детском доме в Авласах трудилось много воспитателей, учителей и других работников с окрестных деревень. К сожаленю, в независимой Беларуси Детский Дом стал не нужным, и на месте бывшего раскошного имения Козел-Роклевского с многочисленными постройками и парками в настоящее время остались лишь посаденные  владельцами и воспитанниками детдома яблони и заросли кустарников. Мы поддерживаем стремление Внука бывшего многолетнего директора  Детского Дома Юрченко обобщить и опубликовать материалы по Детскому дому им. Заслонова в Интернете.
Православная церковь продолжала функционировать после присоединения к СССР. Однако против Батюшки Шарафановича также строились козни. Его детям, окончившим с отличными результатами школу, было запрещено поступить учиться в Университет.
Насильственно объёдинённые в колхозе люди были вынуждены трудится почти бесплатно (им начислялись трудодни). Жили они в основном за счёт оставленного им приусадебного участка (0,30-0,50га). Кроме того, они не могли сменить место жительства и работы, поскольку им не выдавались паспорта. Молодёжь, окончив школу, со всех сил стремилась поступить учится дальше, лишь бы не остаться в колхозе. А те счастливчики, кому удавалось получить паспорта, уезжали в близлежащие города Полоцк, Витебск, Минск, а также в близко расположенные республики Прибалтики, где уровень жизни населения поддерживался Советским Правительством на более высоком уровне. Популярными местами переселения населения из Погоста были города Даугавпилс и Рига в Латвии, Игналина и Вильнюс в Литве. Там до настоящего времени проживает большое количество моих земляков, хотя ныне независимые Прибалтийские Государства не хотят признавать их своими гражданами. Некоторым полякам предоставлялась возможность переселиться в Польшу.
Жизнь постепенно налаживалась.
Государство гарантировало жителям бесплатное обучение, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение. СССР становился могучей державой с огромными природными ресурсами, и руководитель СССР Хрущёв выдвинул идею строительства коммунизма в СССР в течение 20 лет. До сих пор помню формулировку понятия коммунизма, которую нас заставляли в школе знать наизусть: «Коммунизм это бесклассовый строй с общественной собственностью на средства производства и полной социальной равностью,……где общественные блага польются полным потоком, и осуществится великий принцип: от каждого по способности и каждому по потребности».
Плановая экономика, основанная на обобществлённой собственности, была однако не эффективной, в магазинах часто отсутствовали предметы первой необходимости и продукты питания. В неэффективности социалистического производства я убедился лично работая агрономом и председателем колхозов в Докшицком и Браславском районах в 1971-1973 годах. Колхозники не были материально заинтересованы в эффективности труда, общественная собственность разворовывалась, а инициатива специалистов сковывалась многочисленными указаниями и проверками районных и областных начальников. Многочисленные попытки реформировать экономику в рамках существующей системы результатов не приносили.
.
Новый молодой лидер СССР Горбачёв затеял в связи с этим Перестройку, которая способствовала развитию демократии и гласности, позволила людям выезжать за границу, однако в конечном итоге привела к развалу СССР.

Возле Нового Погоста в это время была сооружена плотина, и на месте бывшего болота образовалось искусственное озеро. 





Оно стало любимым местом отдыха населения.

Перестройка

Главным событием в Новом Погосте во время Перестройки было открытие и реставрация католического костёла. Верующие с огромным воодушевлением собрали деньги, пригласили из Польши ксендза Бернарда и приступили к ремонту костёла. Большой вклад в ремонт и реставрацию костёла и звонницы внесли мастера Чеслав Курилович, Ставицкий Юзеф, Петр Муравский, Опалько Антон и многие другие мои земляки и родственники.


Православные также свободно и с воодушевлением молились в обновлённой церкви Святого Николая Чудотворца.


.
Перестройка привела к независимости Белоруссии.
///
Новый Погост находится сейчас на её территории, недалеко от границ с Латвией и Литвой. Соседние, более молодые бывшие местечки Миоры и Шарковщина обогнали в своём развитии Погост, и превратились в районные центры Витебской области.


Новый Погост в независимой Беларуси

Сейчас моим землякам не нужно служить в армии в таких горячих точках как Вьетнам, Афганистан, Чечня и др., за пределами Беларуси. Однако за независимость приходится также платить. Социалистический строй отучил людей от предприимчивости, молодые люди не хотят работать на земле. Местный колхоз «Рассвет» практически распался из-за нерентабельности, и многие потеряли работу. Наступил период запустения, в деревне много пустующих домов, безработица и соответственно пьянство ( 17 ).  Нынешнее руководство Беларуси является по-прежнему сторонником плановой экономики и реформы в стране осуществляются медленно.  Однако значительная часть населения поддерживает пока курс правительства, боясь ещё худшего от его смены.
/
Оно испытало много трудностей в прошлом и сейчас готово существовать очень скромно и тихо, лишь бы не было новой войны!

...
В деревне расположены Сельсовет, несколько магазинов, средняя школа, амбулатория, больница, ветеринарная поликлиника, почта, лесничество, организуются фермерские хозяйства.


Заключение


Современный Новый Погост ( 18 ) - деревня (свыше 500 жителей, центр Сельского Совета, расположенный вблизи границы Беларуси с Латвией и Литвой.
.
От Погоста до современного районного центра Миоры - 20 км, до Шарковшины -18 км, до Браслава -40км, до Полоцка -80км, до Минска – 250 км, до Вильнюса через переход «Видзы» − 220 км, до Риги через переход «Урбаны» − 300 км. Второй по величине город Латвии − Даугавпилс − находится в 85 км от Нового Погоста.


Я люблю свою деревню, родственников и всех, проживающих в Новом Погосте земляков. Надеюсь что лучшие времена у них ещё впереди!


Богуслав Курлович
2007-02-23

...Другие дружественные страницы в Интернете о Новом Погосте:



Миорский информайионный Портал - http://www.miory.info/index.php

...


Использованная литература:





5. Повесть временных лет - http://www.hrono.ru/dokum/povest1.html




7. История Браславского края- http://sosnyrest.narod.ru/




9. ХРОНІКА БИХОВЦЯ - http://litopys.org.ua/psrl3235/lytov08.htm






12. Krz. J. i in.: Pohost. W: Słownik geograficzny. T. 8. Warszawa 1887 s. 519-521.

13. Krahel T.: 400 lat kościoła w Nowym Pohoście 1593 - 1993, Białystok, 1993.

14. Krahel T.: Arcybiskup Edward Kisiel, metropolita, białostocki. Wiad. Kościelne Archidiec. Biał. R. 1993 nr 1 s. 4-10.

15. Hedemann 0.: Historia powiatu brasławskiego. Wilno, 1930.

16. Operacja Ostra Brama - http://pl.wikipedia.org/wiki/Operacja_Ostra_Brama

13 comments:

eo said...

Bardzo ciekawy blog o Nowym Pohoście na Brasławszczyźnie.Interesująca nowość w internecie.Posty pisane w języku rosyjskim, bliskim dla współczesnych mieszkańców tej krainy.Wzbogacenie fotografiami, niedostępnymi w internecie, stwarzają cenną unikalność na rynku internetowym.Przedstawia też zainteresowania zawodowe autora strony.Życzę powodzenia w dalszej rozbudowie blogu.

Иван said...

Благодарю за интересный и содержательный исторический обзор!
Я также родом с этих мест и уже давно искал материалы по истории Миорщины и Браслащины.Эта Земля и Народ испытали на протяжении веков очень многое, о чём раньше не писалось. Ведь нас учили в школе, например, что в 1939 году Советская Армия осуществили освободительный Поход! А о жействиях AK я вообще до сих пор не знал.
Прочитав материал я значительно расширил свой кругозор.
Я также думаю что лучшее будущее у Браславщины, Миорщины и Нового Погоста еще впереди!
Иван г.Полоцк

Татьяна said...

Уважаемый Богуслав!

Вы очень любите свою родную деревню, её жителей, родственников и друзей, хотя живёте в очень далёкой и богатой стране. Это очень здорово!
У вас сохранилось такое светлое чувство к Новому Погосту, к его длинной и очень интересной истории! И Вы его описали очень интересно и грамотно.
Я, как учитель истории, восхищаюсь Вашим исследованием, которое Вы сделали на основании конкретных документов и личных наблюдений.

Я также думаю, что Ваша надежда на лучшее будущее этой местности действительно осуществится. В Погост ещё вернутся дети и внуки нынешних оставшихся в деревне пенсионеров. Родится также новое поколение, которое не захочет покинуть деревню. Пустующих домов скоро не будет. Жизнь, без сомнения, будет изменяться в лучшем направлении!

Татьяна
Витебская область

Анна said...

Уважаемый Земляк!
Я знаю о Вас по рассказам наших учителей в Новом Погосте, а также от Вашего одноклассника Ивана Драбо.
Прочитала Ваш замечательный исторический обзор на Миорском Портале. Это очень хорошо, что Миоры поддерживают Вас и деревню своего Района! Я даже не предполагала что, Погост основан так давно и связан со Старым Погостом! А легенда о Белой Пани из Баготска прекрасна! Скорее всего, это даже не легенда. Старожилы Старого Погоста утверждают, что город Баготск существовал в действительности между Красненским и Погостским озёрами! Это подтверждают древние клады, найденные многими жителями. Большой знаток истории, мой давний приятель из Старого Погоста Иван Драбо также мне говорил о Боготске и Кладах! Очень жаль, что сейчас Старый Погост всего лишь маленькая деревушка. Иван Драбо сейчас живёт в Питере, стал учёным и большим начальником. Вы встречаетесь с ним?
А я живу в Даугавпилсе (теперь это другая страна). Однако также как и Вы с Иваном, люблю вспоминать о деревне моего детства – Погосте Старом, а также и о местечке Новый Погост, где я окончила среднюю школу и имела много друзей!
С приветом всем землякам,
Анна

Иринеуш said...

Ничто светское на Земле не бывает вечным! Действительно, очень много интересных событий произошло на территории, на которой расположен Новый Погост! Как хороших, так и плохих, например, было много войн, многократно менялась власть. Автор этого интереснейшего обзора является оптимистом. Однако не все так оптимистичны! Я, например, очень переживаю в связи с постепенным, однако непрерывным процессом опустения деревни и особенно её окрестностей! Большинство окружающих деревень (Янишки, Радзивоновшина, Змитраки, Коты, Мышки, Хибовщина ….. и очень многие другие) уже не существуют! А куда движется процесс в Погосте??? Туда же???
Молодёжь, происходящая из Погоста, живёт и работает в основном в Миорах, Шарковщине, Браславе, Полотске, Витебске, в Государствах Прибалтики и т.д. В Погосте нет работы! Условия жизни – деревенские!
Кто мне ответит на вопрос: что будет дальше?
Прочитав материал, я узнал много для себя нового, чему не учили в школе. Однако, с другой стороны, беспокойство за будущее с новой силой охватило меня. Однако всё в воли Всемогущего Бога! Хорошо, что сейчас можно свободно сходить в Храм и помолиться!
Иринеуш
Житель окрестностей Нового Погоста

Зоя said...

Прочитав рассказ я вспомнила своих покойных Родителей, и их тайные беседы о Второй Мировой Войне, о нашем будущем и о судьбах Аковцев.
Я в то время им, честно говоря, не совсем верила. В школе ведь нас учили другому - аковцы это враги, сотрудничавшие с немцами.

Мои Родители были Поляками и сражались с немцами в рядах АК (Армии Крайовой). Правду об этих мужественных патриотах я узнала только сейчас! Спасибо автору этого Блога за правдивую историческую информацию!
Они (аковцы)действительно сражались за свободу и независимость нашей Родины! А в школе и институте нас учили неправде, о том, что аковцы якобы были врагами народа. Они даже после войны подвергались жутким репрессиям, и не только в СССР, но и в Социалистической Польше!??

Сейчас настало время отдать долг уважения и восхищения отважным партизанам Армии Крайовой, о которых в советские времена было опасно даже упоминать!
К сожалению, их живущих, уже осталось немного, часть погибла в сражениях с немцами, а ещё большая часть - в тюрмах и лагерях!

Слава всем Героям прошедшей Войны!

Пусть Мир будет всегда на нашей многострадальной Земле!
Зоя М.
Браслав

Поклонница said...

Богуслав,
А как поживают Ваши друзья Протак, Ирусь, Вовка Ловчиновский, Иван Драбо?
Они читали Ваш рассказ? Как сложились их судьбы?
Мне лично Ваше сочинение очень понравилось. Вы и в школе отличались оригинальностью!
Очень много свежей информации о нашей любимой деревне.
Это здорово, когда хоть в Интернете встречаешь знакомые личности и места!
А ещё я читая вспомнила детский дом им. Заслонова. Жаль, что Вы не упомянули о нем.
А ведь Вы его навещали!!!
Я очень довольна, что Вы стали учёным, Профессором, я прочитала также Ваши научные книги о люпине, поздравляю Вас Богуслав!

Ваша бывшая поклонница, на которую Вы наверно никогда не обращали внимания!?

BK said...

Дорогая и прекрасная Землячка,
Приветствие из Финляндии!
Большое спасибо за ваш прекрасный комментарий!
Очень жаль только, что Вы не назвали себя. Но Я могу догадаться!
Я упустил в молодости большую возможность, не распознав Ваших чувств!
Пожалуйста, простите меня если можете!!!
Желаю Вам всего самого хорошего, а главное, счастья и здоровья!
О судьбах упомянутых Вами наших одноклассников знаю, к сожалению, не очень много.
У каждого из них своя судьба и место жительства. Знаю, что Иван Драбо счастлив и проживает с прекрасной семьей в Ленинградской области. Я им Всем желаю, как и Вам, всех благ!
Поздравляю всех Вас с наступающим Праздником Пасхи!

BK said...

Юбилей Католического Костёла в Миорах - 100 лет!

В августе 2007 года состоятся торжественные богослужения и другие праздничные мероприятия, посвящённые 100 летнему юбилею прекрасного Католического Костёла в Миорах, носящего титул Восшествия на небеса Найсвятейшей Девы Марии, и Святого Исяфята Кунцевича, униатского Епископа и мученика.
Строителем костёла является ксёндз Юзеф Бородич, который знаменит тем, что организовал строительство большого количества католических костелов, а разных уголках необъятной Российской Империи. Средства на строительство костёла собирались активистами по всей Российской Империи: в Варшаве, Вильни, Ст. Петербурге и других городах. Костёл строили из красного кирпича, который изготовлялся на другом берегу озера и доставлялся паромом к месту строительства. На строительстве было очень много добровольцев. В августе 2007 года в новом величественном костеле было отправлено первое богослужение, после которого Ксёндз Юзеф был, к сожалению, арестован царскими властями. Однако он не пал духом, и божьей помощью продолжал активную религиозную деятельность в разных местностях.
Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, костёл был повреждён снарядами, однако выстоял. В 1949 годуобязанноси священника исполнял ксёндз Ян Стогандаль, однако он был вынужден уехать из Миор, избегая ареста.
Костёл не имел после него постоянного священника до к 1956 года. В течении определённого времени он был закрыт и использовался по приказу советских властей как зерносклад.
С 1956 года, после освобождения из тюрьмы, в костеле плодотворно трудился ксёндз Ян Грабовский, который в своём костеле и умер в 1985 году. Именно из его рук я принял первую коммунию. С 1985 по 2000 гг. Ксензом, а позднее и Деканом был Владислав Петрайцис. Это во времена его деятельности на территории костёла построили уникальные памятники нерождённоиу ребёнку и Матери Божьей с Хрисом на руках..

С 2000 года Миорским ксендзом-дзеканом и канонником Віцебской диоцэзии является Кршиштоф Мякина. В настоящее время он готовит обширную программу юбилейных мероприятий и по ремонту костёла.


Миорский костёл – один из красивейших в Витебской области! Он как доминанта очень прекрасно смотрится с высоты птичьего полёта на фотографии, сделанной С. Плыткевичем (фото в Интернете!).

Да блогославит Всемогущий Бог прихожан Мирского костёла, его ксендза и всех жителей Миор, избавит их от всевозможных несчастий, и принесёт счастье, добро и укрепит веру!

Богуслав Курлович

Vlad Matеl said...

Здравствуйте Богуслав!
Я родился в небольшой деревушке Сушки, что рядом с Черессами. В молодости жил с родителями в Миорах.
В Н.Погосте бывал иногда проездом, да вот однажды пришлось там лечиться в местной больнице. Как-то так случилось что не было мест в центральной.
Было это уж в давнем 1971 году. Маленькая участковая больница показалась довольно уютной,хотя и была переполненной...
Позже, когда учился на курсах водителей, вождение на учебном жигуленке осваивал на трассе Миоры-Н.Погост.
Вот, пожалуй и все моменты моей жизни связанные с местечком.
Хотя вообще Миорщина, наш озерный край занимает в памяти особое место.
Приятно встретить земляков на безбрежных просторах интернета.
Всего Вам доброго. Пишите. Владимир Мателенок

Владимир said...

Огромное вам спасибо за ваш блог. Я получил большое удовольствие, ознакомившись с информацией, собранной вами о Новом Погосте. Я сам лично всегда проявлял интерес к истории моего места рождения, с многими фактами я уже был знаком, но очень многое узнал впервые. Сразу возникает желание поделиться информацией с родными. Я думаю, это их тоже не оставит равнодушными.
Владимир Салак г.Рига, Латвия

Anonymous said...

всем удачи в новом году

Vadim said...

Здравствуйте, Богуслав.


Я внук директора детдома им. Заслонова (Юрченко Федора Кирилловича). Собираю информацию о детском доме, планирую писать статью на википедии. К сожалению архив и наследие бездарно растрачено сыновьями Федора Кирилловича. Буду рад любым источникам - фотографиям, мемуарам, документам в цифровом виде. Со мной можно связаться на vadimke @ gmail. com